Президент Украины Владимир Зеленский с начала войны каждый день выступает с обращением к народу. Это краткие, эмоциональные заявления на злобу дня. Он приводит леденящие душу факты гибели людей.
Актер больше не играет…Он серьезен как никогда раньше. И признает, что враг больше и сильнее. А еще – наглее, агрессивнее и безжалостнее. Враг – без всяких нравственных ограничений. О правилах ведения войны, зафиксированных в международных конвенциях, речи нет. Зеленский обещает стоять до конца и к этому призывает украинцев. И просит о помощи…Искренне, настойчиво, но с чувством собственного достоинства. Его обращения к народу в первые дни войны свидетельствовали о шоке, естественном для любого, переживающего неожиданное нападение соседа.
Но растерянность быстро прошла. У граждан страны в первые дни войны время от времени возникали опасения, что Зеленский пойдет на неоправданный компромисс с агрессором. Общество очень быстро и адекватно восприняло масштаб российской военной угрозы. И никогда не согласилось бы на какой-либо компромисс – ведь уже в первые дни у кого-то погибли родные, близкие, среди них были дети. И Зеленский, отправляя официальную делегацию на переговоры с врагом, подчеркивал в выступлениях – независимость и территориальная целостность страны не может быть предметом компромисса. Еще одна важная аудитория Зеленского – западные политики, люди, принимающие решения, от которых зависит мировая политика. И они прислушиваются к тому, что говорит невысокий украинский еврей, еще недавно смешивших своих сограждан не слишком изысвканными шутками. Последний раз Зеленский сорвал аплодисменты британских парламентариев, перед которыми он выступил по видеосвязи. Он говорил про готовность Украины защищаться, уничтожая численно превосходящего врага. Он напомнил депутатам парламента старейшей демократии выступление премьер-министра страны Уинстона Черчилля в первый год второй мировой войны. Тогда британский премьер заверил мир – британцы будут стоять до победы в войне с нацистской Германией.
Украинцы также будут стоять до победы, уверяет мир Зеленский. Верят ли ему западные политики? Наверняка можно сказать, что они поддерживают Украину в той мере, в которой готовы преодолеть свой страх перед русским ядерным оружием и повышением цен на нефть и нефтепродукты. Самое важное – Зеленскому верят украинцы. Впервые за тридцать лет независимости украинцы сменили свой традиционный скепсис и негацию в отношении власти. И объединились. Зеленский в этой ситуации – не объединитель украинской политической многонациональной нации, а ее достойный представитель.
Еще один важный момент – у Президента Украины появилась команда высококвалифицированных консультантов, помощников, спичрайтеров. Их фамилии известны узкому кругу, но эффективность Президента – это и их результат тоже. Слышит ли Зеленского Запад, чьи ценности сейчас Украина защищает ценой жизней своих лучших бойцов? Если британские депутаты аплодируют Зеленскому, это еще не означает, что Запад адекватно реагирует на украинско-российскую войну….Экономическое и политическое давление на Кремль создает проблемы агрессору, но не решает ситуацию принципиально. Помощь оружием весьма ограничена – об этом свидетельствует отказ США поставить Польше самолеты взамен тех, которые Варшава готова передать Украине. НАТО не готово закрыть небо над Украиной из-за опасений прямого столкновения с Россией. И о том, чего пока не сказал Зеленский…Что могло бы стать адекватной реакцией Запада на российскую агрессию? Демонтаж неэффективной международной системы коммуникации и безопасности….Нападение Советского Союза на Финляндию стало начало конца Лиги Наций. Нападение России на Украину должно положить начало замене ООН и других международных организаций на более действенные структуры, которые позволят находить компромиссы и обуздывать агрессивные порывы безумцев, облеченных властью.