КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ И КОНТАКТЫ В КАРАБАХСКОМ КОНФЛИКТЕ

Ариф Юнус

Составной частью любого конфликта являются переговоры и контакты конфликтующих сторон. Обычно имеют в виду официальные переговоры. Между тем часто официальным переговорам и контактам предшествуют негласные переговоры и контакты. О них как правило мало что бывает известно, разве что когда конфликт становится частью истории становятся известными многие моменты из негласных встреч конфликтующих сторон.

Все это имеет самое непосредственное отношение и к армяно-азербайджанскому конфликту. Буквально с самого начала наряду с боями и другими кровавыми событиями шли одновременно переговоры, а также стороны поддерживали те или иные негласные контакты. Это было в ходе первой войны и на уровне командиров на фронте, и на уровне руководителей стран. Тогда ведь можно было просто поднять телефонную трубку и позвонить.

После 1994 г. внешне казалось, что появление фронта закрывало тему негласных контактов. Но на самом деле они по-прежнему имели место. Просто не освещались. Ведь надо было решать многие экономические и сельскохозяйственные вопросы, например решать вопрос совместного использования Сарсангского водохранилища. А сколько военно-политических вопросов требовали негласных контактов!

Война в 2020 г. еще острее поставила вопрос о необходимости негласных контактов и переговоров. Ведь линия фронта исчезла, были посты сторон и находящиеся под контролем те или иные населенные пункты и высоты. Внезапно выяснилось, что стороны зависят друг от друга. Скажем, в первые зимние месяцы после войны в очень сложной ситуации оказался гарнизон Шуши и надо срочно решать вопросы не только с безопасностью поставок стройматериалов и военного снаряжения, но и решать вопросы с газоснабжением, электроэнергией и многие другие вопросы быта. Ведь новая дорога Физули-Шуша еще только-только строилась и первое время необходимо было использовать дорогу через контролируемый армянской стороной Красный Базар. В том числе вставал вопрос с безопасностью проезда президента и его кортежа, а также сопровождающих его лиц. Конечно, российские миротворцы брали на себя вопросы с безопасностью и сопровождали все азербайджанские машины. Но когда речь идет о главе государства, то вопрос его безопасности отличается от проблемы безопасности перевозок стройматериалов. Поскольку часть маршрута проходил через Красный Базар, требовалось, чтобы и армянская сторона взяла на себя обеспечение безопасности проезда.

В итоге в январе и феврале 2021 г. состоялись первые конфиденциальные переговоры между Азербайджаном и руководством Нагорного Карабаха по решению многих возникших вопросов, но в первую очередь в связи с безопасностью проезда президентского кортежа через контролируемые армянами территории. В этих встречах с азербайджанской стороны принимали участие ответственный руководитель отдела Аппарата президента и один из заместителей главы Службы государственной безопасности. С карабахской стороны принимали участие глава самопровозглашенной «республики» Араик Арутюнян и секретарь Совета безопасности Виталий Баласанян. Состоялось как минимум две встречи – одна на северо-востоке недалеко от линии фронта в Агдеринском районе, вторая на юге недалеко от Мартуни. Они дали свои результаты и никаких проблем с проездом не было.

Однако несмотря на все попытки скрыть эти встречи, о них стало известно сначала в Нагорном Карабахе, а потом и в Азербайджане. А тут благодаря ускоренному строительству новой дороги Физули-Шуша стала возможной отказаться от использования я проезда через Красный Базар и на время прекратить такие негласные контакты на высоком уровне. Но сохранялись негласные контакты, как правило через российских миротворцев по решению многих экономических вопросов в регионе, а также возникающих инцидентов.

После апрельской встречи лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе в этом году появилось новое окно в конфиденциальных переговорах и контактах между Азербайджаном и Нагорном Карабахом. Вначале они проходили при участии российских миротворцев, но постепенно конфликтующие стороны стали все чаще и чаще решать возникающие проблемы самостоятельно без российских миротворцев. Более того, с обеих сторон появились специальные переговорщики, которые имели четкую связь друг с другом.

В июле эти негласные переговоры вышли на новый уровень и даже помогли резко снизить накал страстей и остановить эскалацию в связи с вопросом перехода г. Лачын и двух сел вокруг нее под контроль Азербайджана. Ведь Азербайджан завершил строительство своего участка дороги (32 км) в обход Лачына. Однако власти Армении не спешило с началом строительства со своей стороны и даже стали говорить о том, что им требуется время до апреля следующего года. Вот тут-то сыграли свою роль очередные активные переговоры Азербайджана и Нагорного Карабаха, в которых с армянской стороны приняли участие вновь Араик Арутюнян и Виталий Баласанян, а с азербайджанской – высокопоставленные представители Аппарата президента, Службы госбезопасности и Минобороны. В ходе этих негласных переговоров и было решено, что население Лачына и этих сел покинут свои дома до 25 августа. Причем армянская сторона заверила, что покидающие свои дома жители не будут устраивать поджоги или совершать иные враждебные акции. Примечательно, что эти негласные переговоры застигли врасплох официальный Ереван, где об этом узнали постфактум.