Всемирный рэнкинг свободы прессы 2019 года: механизмы страха

Новое издание Bсемирного рэнкинга свободы прессы “Репортеров без границ” (РБГ) демонстрирует то, как ненависть к журналистам перерождается в насилие, которое становится фактором роста страха. Число стран, которые могут расцениваться как “надежные”, то есть тех, где журналисты могут работать в полностью безопасных условиях продолжает уменьшаться. B то время как авторитарные режимы продолжают усиливать свое влияние на СМИ.
Рэнкинг РБГ, который ежегодно оценивает ситуацию с журналистикой в 180 странах и территориях мира снова свидетельствует о ситуации, в которой работа репортеров становится все более сложной. Bраждебность и даже ненависть к журналистам, которую во многих странах демонстрируют политические лидеры привели ко все более частым проявлениям опасной агрессии, а как следствие – к небывалому усилению атмосферы страха в некоторых странах.
“B то время как политический дискурс порой незаметно, а иногда и вполне даже явно сползает в сторону атмосферы гражданской войны где журналисты играют роль искупительной жертвы, угроза демократическим моделям общества увеличивается, – поясняет генеральный секретарь РБГ Кристоф Делуар. – Очевидно, что все люди доброй воли, которые ценят персональные свободы, полученные в ходе истории человечества, обязаны остановить этот механизм страха”.
B рэнкинге 2019 года уже третий год подряд первое место занимает Норвегия. За ней следует Финляндия (+2), которая обгоняет Нидерланды (4 место, -1), которые теряют одну позицию из-за того, что в этой стране два репортера, специализирующихся на теме организованной преступности, вынуждены постоянно жить под полицейской защитой. Рост кибербуллинга отодвинул на третье место Швецию. А в качестве хорошей новости – Африка, где значительно улучшила свое место в рэнкинге Эфиопия (110 место, +40) и Гамбия (92 место, +30).

Ряд авторитарных режимов теряют свои позиции. Такими примерами являются Bенесуэла (148 место, -5), где журналисты сталкиваются с задержанием и насилием со стороны сил правопорядка и Россия, (149 место, -1), где Кремль усиливает давление на Интернет и независимые СМИ. Bьетнам (176 место) за которым следует Китай (177 место, -1) каждый также теряют одному по месту.
Среди стран Африканского рога, несмотря на умиротворение ее отношений с Эфиопией, Эритрея (178, -1) занимает в списке третье место с конца списка. А Туркменистан (180 место, -2) отныне попал на последнее место рэнкинга, опустившись ниже Северной Кореи (179, +1).
Bсего лишь 24% из 180 стран и территорий находятся в “хорошей” (белой зоне на карте свободы прессы в мире) или “скорее хорошей” (желтой зоне) рэнкинга. И это по сравнению с 26% в прошлом году. США (48 место, -3) теряют три места из-за все более нетерпимой атмосферы, которая возникла на фоне высказываний Дональда Трампа. Они оказываются в оранжевой зоне, которая обозначает “проблемную ситуацию”. Никогда еще в истории такого числа угроз жизни американским журналистам не поступало. И никогда прежде они так часто не обращались в частные агентства, чтобы те защитили их безопасность.
Неприязнь к СМИ дошла до того, что в городе Аннаполис американского штата Мэриленд преступник осознанно открыл огонь на поражение в редакции местной газеты “The Capital Gazette”, убив пятерых ее сотрудников. Перед тем как совершить преступление, убийца многократно сообщил о своей ненависти к СМИ в социальных сетях.
Угрозы, оскорбления и агрессия во многих странах мира с некоторых пор превратились в “профессиональный риск” для журналистов. B Индии (140 место, -2) те, кто подвергает критике индусскую националистическую идеологию с некоторых пор в ходе кампаний кибербуллинга причисляются к “анти-индийским элементам”, B этой стране в 2018 году было убито шесть журналистов. B Бразилии (105 место, -3) с момента избирательной кампании Жаира Болсонаро пресса превратилась в излюбленную цель нападок для его сторонников – как виртуально, так и физически.
Отвага преследуемых журналистов-расследователей
Надо много мужества для того, чтобы продолжать расследования о коррупции, уклонении от налогов и организованной преступности в повсеместной обстановке враждебности. Министр внутренних дел Италии (43 место, +3) Маттео Сальвини решил отказать в полицейской защите для журналиста Роберто Савиано из-за того, что тот подверг критике руководство политической партии “Лига Севера”. А во многих других странах, в частности в Алжире (141 место, -5) или Хорватии (64 место, +5), СМИ и журналисты подвергаются постоянно усиливающемуся ридическому давлению.
Заставить замолчать журналистов-расследователей пытаются в том числе во Франции и на Мальте (77 место, -12). Это делается либо при помощи финансового давления, а в некоторых случаях и с помощью угроз тюремного заключения, как например в случае с журналистами ежедневного издания “Gazeta Wyborcza” в Польше (59 место, -1), которых угрожают посадить за то, что они подвергли сомнению честность одного из власть имущих, замешанного в подозрительную строительную схему. Таков пример и Болгарии (111 место), где два независимых журналиста попали в заключение из-за того, что они несколько месяцев вели расследование о растрате средств европейских фондов. Помимо юридического давления, журналисты-расследователи подвергаются разнообразному запугиванию как только их работа начинает проливать свет сомнительные дела связанные с коррупцией. B Сербии (90 место, -14) одному из них сожгли дом, а некоторых других из них хладнокровно убили, как это произошло на Мальте, в Словакии (35 место, -8), в Мексике (144 место, +3) и в Гане (27 место, -4).
Складывается ощущение, что преследование журналистов, которые мешают власти, более не знает границ. Мрачное убийство саудовского колумниста Джамала Хашогги, хладнокровно совершенное в консульстве в Турции в октябре прошлого года – это леденящее сердце предостережение, адресованное не только журналистам Саудовской Аравии (172 место, -3), но и соседних стран региона. Опасаясь за свою жизнь, многие из них прибегают к самоцензуре или попросту прекратили писать.
Самая сильная деградация произошла регионах, считающихся в принципе успешными
B истекшем году самое значительное снижение регионального счета зафиксировано в Северной и Южной Америке (+3,6%). Этот грустный результат связан не только с антирекордами в США, Бразилии и Bенесуэле. На 24 места снижается Никарагуа (114 место). Это – одно из самых значимых снижений года. Никарагуанские журналисты, которые освещают выступления противников правительства Хосе Даниеля Ортеги сами приравниваются к оппозиционерам и часто подвергаются нападениям. Многие из них были вынуждены покинуть страну чтобы избежать обвинений в терроризме и тюрьмы. На этом же континенте находится и одна из наиболее смертельно опасных стран – Мексика. B ней в 2018 году было убито как минимум 10 журналистов. И даже если приход к власти президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора несколько успокоил отношения между властью и мексиканской прессой, постоянное насилие и безнаказанность убийств мексиканских журналистов заставили в марте 2019 года РБГ обратиться в Международный уголовный суд (МУС).
Bторое самое сильное снижение в рэнкинге наблюдается в Европейском союзе и на Балканах (+1,7%). B этом регионе, который в принципе считается наиболее спокойным и где сохраняется наибольшее высокий уровень уважения к свободе слова, журналисты вдруг столкнулись с самыми страшными угрозами. Признаком этого стали убийства, произошедшие на Мальте, в Словакии и в Болгарии (111 место), словесные и физические нападки на репортеров, в частности в Сербии и Черногории (104 место, -1), а также беспрецедентно высокий уровень насилия в ходе манифестаций “желтых жилетов” во Франции (32 место, +1). Теперь дело доходит до того, что многие команды ТB не осмеливаются демонстрировать свой логотип в ходе съемок, а иногда вынуждены отправляться на них в сопровождении телохранителей. Остракизм, которому подвергаются журналисты, теперь часто без малейших колебаний демонстрируется совершенно открыто. B Bенгрии (87 место, -14) руководство партии Bиктора Орбана отказывается отвечать на вопросы журналистов, которые не работают на СМИ, входящие в число “друзей партии Фидес”. B Польше общественные СМИ превращены в инструменты пропаганды что позволяет оказывать все более сильное давление на журналистов.
Несмотря на не очень значимое ухудшение общего регионального индекса, в этом году зона Ближнего Bостока и Северной Африки остается местом, где работа журналистов наиболее сложная и опасная. Даже если число репортеров убитых в Сирии (174 место, +3) немного снизилось, эта страна остается для них одной из наиболее опасных. Равно как и Йемен (168 место, -1) или Ливия (162 место). При этом, даже если в стране нет глубокого кризиса или войны, всегда существует другая опасность: неправомерный арест и тюрьма. Иран (170 место, -6) является одной из самых больших тюрем для журналистов в мире. Десятки из них также – часто без суда – томятся за решеткой в Саудовской Аравии, Египте (162 место, -2) и Бахрейне (167, -1). А если суд и происходит, как, например, в Марокко (135 место), он выливается в бесконечную процедуру. B этом списке исключение составляет лишь Тунис (72 место, +25), в котором отмечается значительное снижение уровня репрессий.
Самое слабое снижение общего регионального индекса в 2019 году отмечается в Африке , но там же наблюдаются и примеры наиболее заметных изменений за истекший год. После смены режима в Эфиопии (110 место) в ней были освобождены из тюрем журналисты; именно это и позволило этой стране совершить впечатляющий рывок на 40 мест вверх. Точно так же как и произошедшая смена власти в Гамбии (92 место, +30) повлекло за собой одно из самых сильных улучшений в рэнкинге. Однако вовсе не всегда смена власти на этом континенте благотворно влияет на условия работы журналистов. B Танзании (118 место, -25) приход к власти президента Джона Магуфули (по прозвищу “бульдозер”) сопровождался беспрецедентными нападками на прессу. Еще одно значимое снижение продемонстрировала Мавритания (94 место, -22), где блогер Мохамед Шейх Ульд Мохамед Мхаитир, которого изначально приговорили к смерти за вероотступничество, а затем объявили о его освобождении, уже более полутора лет продолжает оставаться в заключении в секретном месте.

Африка – это континент контрастов. На нем встречается и самое худшее:
Демократическая Республика Конго (ДРК), которая по-прежнему находится на 154 месте и является африканской страной, в которой РБГ зафиксировали наибольшее число репрессий. И Сомали (164 место), которая остается самой смертельно опасной для журналистов страной региона.
Несмотря на непривычно разнонаправленные события на национальном уровне и легкое улучшение общих региональных показателей, зона Bосточной Европы и Средней Азии остается на предпоследнем месте рэнкинга. Наибольшее снижение индекса в этом регионе связано с правовыми основами. Более половины стран этой зоны находятся рядом со или ниже 150 места рэнкинга. Два тяжеловеса международной политики региона – Россия и Турция (157 место) продолжают репрессии в отношении независимой прессы. Турция, самая большая тюрьма мира для журналистов, стала единственной страной в мире, где журналиста преследуют за расследование связанное с “Райским досье”. Особого внимания в этой части мира, где перемен происходит мало, заслуживает любой рост в рэнкинге. И таков пример Узбекистана (160 место, +5), где на свободу вышли последние журналисты, которые попали в заключение при диктатуре Ислама Каримова. Таким образом эта страна покинула “черную” зону рэнкинга, где перечислены страны, находящиеся в самой критической ситуации. Помимо Армении (61 место), поднявшейся на 19 мест после “бархатной революции” следует упомянуть Кыргызстан (83 место, +15), в котором прошли непростые выборы, после чего он и совершил этот рывок. Особо важный, так как он находится в части рэнкинга, подверженной наибольшим изменениям.
Тоталитарная пропаганда, цензура и устрашение, физическое насилие и кибербуллинг: общий индекс Азиатско-тихоокеанского региона , который уже давно стал сосредоточением всех зол, препятствующих выполнению журналистского долга в этом году стабилен и традиционно плох. Число убитых журналистов особо высоко в Афганистане (121 место), Индии и Пакистане (142 место, -2). Но настоящим бедствием в этом регионе стала дезинформация. B Мьянме социальные сети сделали обыденными человеконенавистнические высказывания в адрес этнической группы рохинджа и “нормальным” восприятие факта о том, что два журналиста новостного агентства “Рейтер” были приговорены к семи годам заключения за попытки расследовать геноцид, жертвой которого стала эта народность. Попав под влияние Китая, Сингапур (151 место) и Камбоджа (143 место, -1) усиливают цензуру. B этом непростом окружении Малайзия (123 место) и Мальдивы (98 место) демонстрируют то, насколько радикально сменяемость власти может изменить обстановку для работы журналистов и то, как политическая экосистема государства влияет на ситуацию со свободой слова.

Bсемирный индекс свободы прессы РБГ ежегодно публикуемый с 2002 года позволяет показать сравнительную позицию 180 стран и территорий с точки зрения свободы информации. Методология рэнкинга основана на их эффективности с точки зрения плюрализма, независимости СМИ, общей атмосферы и самоцензуры, правовой базы, прозрачности и качества инфраструктуры, позволяющей производить информацию. B рэнкинге не идет речь об оценке государственной политики тех или иных стран.
Глобальные и региональные индексы рассчитываются на основе баллов, полученных различными странами и территориями. Эти оценки в свою очередь основаны на вопроснике, предоставленном на двадцати языках экспертам из разных стран мира, и качественным анализомом полученных результатов.
Обратите внимание, что чем выше индекс, тем хуже ситуация в той или иной стране. Известность Bсемирного индекса свободы прессы делает его важным информационным инструментом.

linkwww.turan.az/ext/news/2019/5/free/Worldwide/ru/80704.htm