История о передаче земель Азербайджана в состав Армeнии

История о передаче в 1985 году земель Газахского района Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, очень интересный эпизод армяно-азербайджанского конфликта. Скоро исполняется 35 лет этим событиям, которые выступили предтечей более масштабных территориальных притязаний Армении на другие азербайджанские земли.
Об этих событиях у нас предпочитают не вспоминать. Я попробовал собрать имеющиеся факты и попытаться пролить свет на эти события.
В 1984 году руководство Армянской ССР потребовало передать в ее состав 1675 гектаров земли селения Кемерли в Газахском районе Азербайджанской ССР.
Надо отметить, что это были не первые территориальные претензии Армянской ССР на земли Газахского района. В 1982 году часть территорий сел Кемерли, Асланбейли и Гаймаглы Газахского района уже были переданы Армянской ССР.
В 1984 году армянские власти стали претендовать на территорию, расположенную между деревней Кемерли и армянской деревней Довех Ноемберянского района Армянской ССР. Жители Кемечрли, возмутившись безвольным безмолвием сельских властей, забросали их дома камнями, а затем направили письменный протест к районному и республиканскому руководству. На купленные вскладчину билеты, в октябре трое представителей сельчан отправились искать правду в Москву. Они дошли до ЦК КПСС, но правды не нашли. Как показали дальнейшие события, простые азербайджанские крестьяне проявили себя большими патриотами, чем высокие партийные и государственные руководители-азербайджанцы, как в Баку, так и в Москве.
Тем не менее, союзные власти были вынуждены реагировать, и в район конфликта для успокоения населения была направлена совместная группа ответственных работников Аз. ССР и Арм.ССР.
24 октября 1984 г. примерно, в 13:00, заместитель председателя Совета Министров Азербайджанской ССР Ш.А.Расизаде, первый секретарь Газахского РК КП Азербайджана А.Г.Сулейманов, председатель райисполкома Б.Эюбов и другие официальные лица с азербайджанской стороны, совместно с первым заместителем Совета Министров Армянской ССР Р.К.Мамяном и другими лицами (всего 8 человек) прибыли к источникам питьевой воды «Батаглы булаг» примерно в 6 км от селения Кемерли с целью на месте осмотреть лесной массив, который планировалось передать Армянской ССР.
Среди сельчан уже давно ходили слухи о том, что директор армянского совхоза Г.Меграбян уже распределил земельные участки лесного массива, находящегося на территории Аз.ССР, среди жителей армянского села Довех. Естественно, что это затрагивало интересы и возмутило жителей с.Кемерли. Около 150 человек, в основном женщины и молодежь, узнав о прибытии должностных лиц, вышли им навстречу. При въезде в село, они, выражая свое возмущение, перекрыли дорогу. Объясняясь, Ш.Расизаде назвал предполагаемые территории, подлежащие отводу Армянской ССР, и сообщил, что окончательное решение будет принято комиссией в составе представителей двух союзных республик 24 октября.
Директор совхоза Бабиров и председатель сельсовета Асланов сообщили жителям села о намечающейся передаче земли Армянской ССР. Возмущенные люди окружили автомашины, в которых находились Ш.А.Расизаде, В.М.Мовсесян, А.Г.Сулейманов, Р.К.Мамян, Г.Р.Меграбян и перевернули их. Высоких чиновников подвергли оскорблениям, а Расизаде, Мовсесяна, Меграбяна и Эюбова избили. Затем всех прибывших заставили проследовать в сельский клуб, где потребовали, чтобы должностные лица составили официальный документ о том, что «земли принадлежат с.Кемерли и не будут у них отобраны». Только после этого они были выпущены из клуба.
Во время обсуждения вопроса получил телесные повреждения и был доставлен в больницу безуспешно пытавшийся навести порядок председатель Сельсовета М.М.Асланов. Получив желанную бумагу, население выгнало незваных гостей.
В Газахский район срочно была выслана группа сотрудников КГБ Азербайджанской ССР во главе с заместителем председателя КГБ генерал-майором Бахадуром Гусейновым. В село были направлены оперативные работники КГБ Ильхам Исмаилов и Вагиф Гасанов. В ходе проведенных ими оперативных мероприятий было установлено, что особое возмущение жителей села Кемерли вызвал тот факт, что заместитель председателя Совета Министров Азербайджана Ш.Расизаде сначала поехал в Армению, откуда вместе с совместно с первым заместителем Совета Министров Армянской ССР Р.К.Мамяном прибыл в с.Кемерли и сообщил жителям села, что принято решение передать данные земли Армянской ССР. Это вызвало бурю возмущения жителей села, которые преградили дорогу этой делегации, побили ее участников и заперли в сельском клубе. Только после вмешательства сотрудников милиции удалось восстановить общественный порядок. В настоящее время обстановка в селе напряженная, население очень недовольно, но не знает, что им делать далее.
Дело вынесли на обсуждение Бюро ЦК КП Азербайджана, которое состоялось 12 ноября 1984 года. В повестке дня значилось обсуждение по вопросу: «Об инциденте в с.Кемерли Газахского района». Заседание открыл первый секретарь ЦК Кямран Багиров. Он сообщил, что инцидент явился следствием нездоровых межнациональных отношений среди части местного населения и длительное время накапливавшихся взаимных территориальных претензий. В этом инциденте К.Багиров обвинил руководство района и лично Ш.Расизаде. К тому же он признал, что есть соответствующее указание Москвы: «ЦК КПСС перед нами поставил задачу–решить вопрос, в корне решить вопрос и в широком плане решить вопрос».
На заседании выступил Ш.Расизаде. Из стенограммы его речи становится ясно, что до того инцидента между Азербайджанской ССР и Армянской ССР в 11 населенных пунктах были решены территориальные вопросы. Расизаде сказал местным жителям: «Товарищ Багиров договорился с тов. Демирчяном определить границы с тем, чтобы ваши водные ресурсы не затрагивались» . Расизаде признал себя виновным в допущении инцидента.
На заседании выступили члены Бюро Г.Халилов,С.Касумова, С.Татлиев, И.Мамедов, В.Коновалов, З.Юсифзаде,Л.Расулова, Дж.Муслимзаде. В своем выступлении председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР С.Татлиев сказал: «Вам поручено было район посмотреть, где-то оставить лесной массив, а где-то отобрать у других колхозов с тем, чтобы компенсировать эти земли. Мне кажется, можно было подобрать даже лучшую землю, можно было подобрать с темя, чтобы не довести до такого состояния».
Второй секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР В.Коновалов добавил: «Это, конечно, страшно, опасно. Это, конечно, сигнал, что нам надо более внимательно посмотреть вопросы организаторской и политической работы всюду, чтобы не было унас таких проявлений». По убеждению Коновалова этот инцидент вызовет отрицательное политическое эхо в республике, и в Армянской ССР. Мовсесян получил сотрясение мозга. Это даст материал для активизации антисоветских элементов в Армении.
Бюро ЦК приняло соответствующее решение. Расизаде получил выговор. Ряд азербайджанских ответственных работников лишились должностей, были исключены из партии. Спорная территория в Газахском районе в первой половине 1985 года была передана Армянской ССР.
Интересна позиция, которую занял в этом вопросе Г.Алиева. К этому времени он находится на вершине своего влияния – он член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Министров СССР. Вот что пишет об этом в своей книге Расим Агаев: «К слову, об отношении к инциденту Г.Алиева, находившегося тогда в зените своей карьеры в Москве, рассказывал сам К.Багиров. По его словам, бывший шеф, член Политбюро, в категорическом тоне потребовал от него замять конфликт, ни в коем случае не перечить армянским требованиям, заявив, что настаивание на неправомочности действий армянской стороны может вызвать негативную реакцию нового руководства ЦК КПСС.
Позже некоторые партийные деятели, в том числе и К.Багиров, считал, что казахский инцидент явился как бы пробным камнем способности Азербайджана отстаивать свои территориальные интересы» .
Азербайджанские партийно-государственные чиновники, имевшие достаточные возможности отстаивать интересы Азербайджана, как на межреспубликанском, так и на общесоюзном уровне, не смогли и не захотели этого сделать. Эта беззубость громко аукнулась уже через несколько лет, когда Армянская ССР предъявила претензии на НКАО.

Mamed Velimamedov