Интервью Директора Института Мира и Демократии Лейлы Юнус и конфликтолога Арифа Юнус, руководителю Русской Редакции Turan TV Эмину Ахмедбекову.
Вопрос: Какова реакция международных организаций на факты пыток в Азербайджане?
Лейла Юнус: Я почти четверть века занимаюсь правозащитной деятельностью. В 1995 г. мы учредили Институт Мира и Демократии /ИМД (Institute for Peace and Democracy), который занимается вопросами защиты прав человека, поисками путей мирного урегулирования Карабахского конфликта. ИМД до нашего ареста летом 2014 года функционировал в Азербайджане, после нашей вынужденной эмиграции в апреле 2016 г., мы восстановили деятельность ИМД в Нидерландах . И в Азербайджане, и в Нидерландах мы отслеживаем ситуацию с пытками и выставляем информацию на сайте нашего ИМД о фактах пыток.
Здесь вы можете найти информацию о пытках над политическими заключенными в 2015-2017 гг:
http://ipdthinktank.org/Nardaran_ru.html
http://ipdthinktank.org/NARDARAN_eng.html
http://ipdthinktank.org/Abbas_Guseynov_ru.html
http://ipdthinktank.org/Abbas_Guseynov_rng.html
http://ipdthinktank.org/nardaran_3_ru.html
http://ipdthinktank.org/Nardaran_3_eng.html
Здесь вы можете найти информацию о ряде преступниках в погонах, которые пытали арестованных в 2015-2017 гг:
http://ipdthinktank.org/Agabekov_Islam_ru.php
http://ipdthinktank.org/Agabekov_Islam_eng.html
http://ipdthinktank.org/Musa_Musayev_ru.php
http://ipdthinktank.org/Musa_Musayev_eng.html
http://ipdthinktank.org/Seidov_Mirgafar_ru.php
http://ipdthinktank.org/Mirgafar_Seidov_eng.html
http://ipdthinktank.org/agayev_aftandil_ru.php
http://ipdthinktank.org/Agayev_aftandil_eng.html
Здесь вы можете найти информацию о фактах смертей в результате пыток в 2017 году:
http://ipdthinktank.org/Murders_ru.html
http://ipdthinktank.org/Murders_english.html
http://ipdthinktank.org/Killings_orders_ru.html
http://ipdthinktank.org/Killing_orders_eng.html
http://ipdthinktank.org/Torture_Death_ru.html
http://ipdthinktank.org/Torture_death_eng.html
Мы также и в Азербайджане и в Нидерландах стараемся широко распространять информацию о фактах пыток, как в международные правозащитные организации, так и в Комитет против пыток ООН, специальным докладчикам по Азербайджану из Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), в ОБСЕ. Однако за прошедшие почти 25 лет не было никакой реакции на факты пыток и смерти граждан Азербайджана в результате пыток в период заключения со стороны международных организаций и конечно не было никакой реакции и со стороны Комитета ООН против пыток, ПАСЕ, ОБСЕ, ЕС.. Не было и нет!!!
Приведу один конкретный пример реакции специальных докладчиков ПАСЕ по Азербайджану. Один из двух докладчиков Сезар Преда из Румынии вообще не интересовался ситуацией с правами человека в Азербайджане ( в апреле 2018 г его имя было включено в специальный отчет Independent investigation bode on the allegation of corruption with the Parliamentary Assembly , как депутата замешанного в коррупции и получавшего деньги от властей Азербайджана). Он не встречался со мной, и я не передавала ему никакой информации. Другой докладчик из Австрии Стефан Шенак интересовался ситуацией с демократическими свободами и правами человека в Азербайджане и неоднократно встречался со мной и в Азербайджане, и в Нидерландах. Узнав о предстоящем обсуждении в ПАСЕ на октябрьской сессии 2017 г проекта резолюции «The functioning of democratic institutions in Azerbaijan», я направила ряду депутатов ПАСЕ (с которыми была лично знакома) и, конечно докладчику по Азербайджану господину Стефану Шенаку нашу информацию о репрессиях в Азербайджане, пытках и убийствах под пытками. Позже я выставила на сайте нашего Института свои добавления и замечания к этой резолюции, в которой содержалась откровенная ложь , в частности о судебной системе в Азербайджане. См:
http://ipdthinktank.org/Additions%20to%20the%20resolution%20PACE-final.pdf
Однако ни одно из моих замечаний, добавлений не было учтено при принятии резолюции в ПАСЕ в октябре 2017 г. Я спросила у господина Стефана Шенака : «Почему информация о погибших под пытками не была отражена в тексте резолюции, ведь погибло 7 человек в период с апреля по июль 2017года? И я указала точно имена погибших, время ареста, время и место захоронения. Почему об этих преступлениях кровавого режима Вы молчите?» Господин С.Шенак ответил, что моей информации недостаточно, необходимо получить информацию от родственников погибшего. Поэтому, будучи в Баку, он позвонил вдове блогера Мехмана Галандарова, но она отказалась от встречи. Я была просто потрясена: во-первых Мехман Галандаров уже несколько лет был в разводе со своей женой, она даже не пришла за его телом, его похоронили рядом с могилой его родителей полицейские, во-вторых, все передвижения специального докладчика ПАСЕ по городу Баку четко отслеживаются властями, все его встречи фиксируются, это хорошо понимают и родственники погибших, которые не будут рисковать и встречаться с ним. Я сказала об этом господину Шенаку, указав, что отца умершего под пытками в июле 2017 г. солдата Даяндура Азизли (1995 год рождения) предупредили, что он «потеряет и второго сына, если будет говорить о смерти первого»… Факты смерти под пытками в ПАСЕ проигнорировали.
Любопытно, что в отчете Independent investigation bode on the allegation of corruption with the Parliamentary Assembly докладчика по Азербайджану господина С. Шенака осудили именно за встречи с правозащитниками и в частности с Лейлой Юнус. Мне сложно понять эту логику: депутатам ПАСЕ брать деньги у диктатора нехорошо, но общаться с правозащитниками также нехорошо…
Я попыталась достучаться до Евросоюза. В декабре 2017 г.Committee of Foreign Affairs of European Parliament подготовил Draft Report on the negotiations on the EUAzerbaijan Comprehensive Agreement. Проект отчета был подготовлен депутатом из Румынии Norica Nicolai. Получив проект этого отчета из Комитета по правам человека, я внесла в него свои замечания, добавления и разослала как Норике Николаи, так и другим депутатам Европарламента, с которыми была лично знакома.
Текст и мои замечания можно увидеть здесь:
http://ipdthinktank.org/171221%20AZ%20draft%20report%20V8%20final.pdf
Только депутат из Литвы – Petras AUŠTREVIČIUS ответил на мое письмо, указав, что обязательно использует мою информацию. Наша работа с международными правозащитными организациями была более плодотворной. В январе 2018 г. ОМСТ приняли всю нашу информацию о пытках и убитых под пытками, составив совместный отчет, который был направлен в Комитет против пыток ООН ( откуда никакой реакции не последовало). См.: Contribution to the List of Issues Prior to the Submission of the Periodic Report of Azerbaijan By Institute for Peace and Democracy (IPD), International Partnership for Human Rights (IPHR), World Organisation against Torture (OMCT) – http://ipdthinktank.org/LOIPR_Azerbaijan_63Session_IPD&IPHR&OMCT.pdf
Вопрос: В каких случаях пыток международные организации реагируют быстрее? Когда заключенный известный, когда случай попадает в прессу? Какие случаи пыток остаются без внимания? Какие организации отреагировали на факты пыток Лейлы и Арифа Юнуса? Был ли какой-то эффект?
Ариф Юнус: После ареста 5 августа 2014 г. я был помещен в секретную тюрьму – в Следственный изолятор (СИЗО) МНБ, где в течение августа –сентября меня пытали по ночам 3-4 раза в неделю. Забирали из камеры примерно в 12 ночи, спускали в подвальное помещение и били, пытали до примерно 5 утра. От меня требовали признания в шпионаже в пользу Армении. Последствия пыток до сегодняшнего дня не прошли, они не поддаются лечению и я страдаю, как указано в моем медицинском заключении, «от неожиданных сильных болевых атак в области затылка». Эти болевые атаки случаются регулярно, я не могу их контролировать, бывают болевые атаки такой силы, что я теряю сознание….
Эти жесточайшие ночные избиения неожиданно прекратились в сентябре. Только позже, проанализировав ситуацию, я понял, что меня прекратили пытать после принятия Европарламентом 18 сентября 2014 года специальной резолюции, в которой несколько раз повторялось мое и Лейлы имя, указывая на необоснованность нашего ареста.
Именно эта резолюция и спасла меня. Тот факт, что мы с Лейлой были хорошо известны и наш арест был в центре внимания и был отмечен в специальной резолюции Европарламента, фактически спас мне жизнь.
Находясь в одиночной камере СИЗО МНБ, я регулярно слышал плач женщин из соседних камер, которых подвергали пыткам, имел возможность увидеть следы побоев на телах других заключенных. Однако имена этих людей не были никому известны и все эти пытки были и продолжаются и сегодня.
В нашей книге (которая состоит из двух частей: первую писал я, вторую -Лейла) я подробно описал пытки , назвал имена палачей, которые пытали меня, и даже даю схему этой секретной тюрьмы МНБ, с указанием месторасположения подвалов для пыток. Надеемся, в этом году наша книга выйдет на русском, английском и немецком языках и читатели смогут узнать и о пытках в застенках алиевского режима….
Вопрос: Чем это грозит стране, если доказаны факты пыток в конкретных случаях?
Лейла Юнус: Ничем не грозит. Как я уже указала, за 25 лет правления семьи Алиевых (Гейдар Алиев пришел к власти в 1993 г.) ежегодно от пыток умирало не менее 5 человек, а сколько людей подвергали пыткам, сложно сосчитать, однако никакой реакции международного сообщества не было и нет. Более того, при вступлении в Совет Европы Азербайджан взял 21 обязательство, и одно из них обязывает наказывать сотрудника силовых ведомств, участвующего в пытках. Однако за прошедшие после вступления в СоЕ 17 лет никто (!!) не был наказан!.
Мне могут возразить, сказав, что нет доказанных фактов пыток. Но это не так. Десятки, подвергнутых пыткам политических заключенных, подробно описали, где их пытали, кто и как. Адвокаты подавали соответствующие жалобы в суды по фактам пыток. Однако наказанию подвергались не те, кто пытал, а сами адвокаты, которых просто выгоняли из Коллегии адвокатов. Именно по причине поднятия вопроса о пытках были исключены из Коллегии адвокаты Алаиф Гасанов (мой адвокат, которого не только исключили из Коллегии, но еще и приговорили судом к 240 часам общественных работ), Ялчин Иманов (адвокат Аббаса Гусейнова, содержащегося в Гобустанской тюрьме и подвергающегося пыткам с ноября 2015 года по сегодняшний день).
Именно игнорирование международным сообществом пыток, смертей в результате пыток в авторитарном Азербайджане провоцирует новые пытки, новые убийства…