В связи со 100-летием создания трех первых независимых республик Южного Кавказа – Азербайджана, Армении и Грузии, в апреле нынешнего года к историку, руководителю Департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии Арифу Юнус обратилась редакция известного и популярного во Франции и вообще в армянской диаспоре журнала “Nouvelles de-Armenie” (“Новости Армении”) с просьбой дать интервью по случаю этого юбилея и ответить на вопросы по истории Азербайджанской Демократической Республики в 1918-1920 годах. Интервью с азербайджанским историком, ныне проживающим в эмиграции в Нидерландах только что вышло в майском номере журнала в Париже и мы представляем читателям его перевод на русском языке.
Доктор Ариф Юнус, глава Департамента Конфликтологии Института мира и демократии, – азербайджанский историк на первом плане. Он супруг Лейлы Юнус – правозащитницы, наиболее известного борца за соблюдение прав и уважение к фундаментальным свободам в своей стране. В настоящее время супруги Юнус живут в эмиграции в Нидерландах. Как известно, Ариф и Лейла Юнус с лета 2014 года находились в заключение и были в августе 2015 года осуждены азербайджанским правосудием к тяжелому наказанию к 7 и 8,5 годам тюремного заключения. Потом, после почти года заключения и призывов западных государств, а также неправительственных организаций в 2015 г. оба активиста по защите прав человека были освобождены кланом Алиевых по причине плохого здоровья супругов. В этой беседе, которую Новости Армении провели с известным азербайджанским историком, доктор Ариф Юнус обратил внимание на условия при создании первой Республики Азербайджан в 1918 году, проанализировал эволюцию трех республик Южного Кавказа и обратил внимание на параллели между Азербайджаном 1918 года и современным Азербайджаном под руководством клана Алиевых.
Наш журнал, который открыт для всех и соблюдает условия для выражения мнений, хочет уточнить, что не согласен со всеми высказываниями историка, а именно, когда он упоминает Карабахский вопрос, оспоренный в 1918-1920 годах Арменией и Азербайджан, и когда он приписывает ответственность за плохие отношения между тремя республиками исключительно на тогдашнее армянское правительство.
Вопрос: В каких условиях в мае 1918 года была создана Азербайджанская Республика?
Ариф Юнус: Азербайджанская Республика возникла спустя несколько месяцев после свержения царского режима в результате февральской революции 1917 г. и краха Российской империи. Встал вопрос будущего для многих народов на окраинах империи. В Азербайджане тогда ведущую роль играли три партии: выступающая за независимость Азербайджана и ориентированная на Турцию партия «Мусават» («Равенство») во главе М.Э.Расулзаде; социал-демократическая «Хюммат» («Энергия») во главе с Н.Наримановым, ориентированная на Россию и коммунистов; панисламистская партия «Иттихади ислам» (»Исламский союз») во главе с К.Карабековым, которая опиралась на крестьян и выступала против отделения Азербайджана от России. Именно «Мусават» начал борьбу за независимость страны в острой борьбе с этими двумя азербайджанскими партиями. А осенью 1917 г. в Баку – главном городе страны, была установлена Советская власть во главе с С.Шаумяном.
В этих условиях вся активная деятельность партии «Мусават» и других лидеров азербайджанского национального движения переместилась в Грузию. В Тифлисе вместе с грузинскими социал-демократами, армянскими дашнаками они создали Закавказский комиссариат, затем Закавказский Сейм. По сути, была создана Закавказская федерация.
Но из-за противоречий и внутренних проблем она долго не просуществовала. 26 мая 1918 г. Грузия прекратила свою деятельность в Закавказском Сейме и объявила о своей независимости. На следующий день азербайджанские депутаты Сейма собрались и решили взять на себя правление Азербайджаном. Был провозглашен Временный Национальный Совет Азербайджана во главе с М.Э.Расулзаде. 28 мая 1918 г. на первом заседании Национального Совета 24 голосами при двух воздержавшихся было принято решение о провозглашении независимости Азербайджана. Через 18 дней, после того, как турецкие войска вошли в г.Гянджу, азербайджанское правительство переехало в Гянджу и сделало ее столицей Азербайджанской Демократической Республики (АДР). После этого началась борьба за освобождение Баку.
Вопрос: Какими были отношения между Азербайджаном и его двух соседей на Южном Кавказе (Армения и Грузия) в период независимости ?
Ариф Юнус: Все три молодые независимые государства Южного Кавказа имели территориальные претензии друг к другу. Это была стандартная ситуация для постимперских народов. Такая же ситуация складывалась позже в Африке, и в Азии. После свержения царя в 1917 г. Азербайджану удалось тогда мирно решить все территориальные проблемы с Грузией: 26 июня 1818 г. Закатальский округ, где проживало немало грузин, вошел в состав Азербайджана. В свою очередь Азербайджан дал согласие, чтобы Борчалинский и Марнеульский районы, где проживало немало азербайджанцев, стали частью Грузии. После этого стороны заключили оборонительный союз против агрессии со стороны России.
К сожалению, оба эти государства не смогли также мирно решить свои проблемы с Арменией. В декабре 1918 г. Грузия вступила в войну с Арменией из-за Лори и Ахалкалаки. В 1918-1920 гг. воевали и Армения с Азербайджаном. Хотя вначале казалось, что им удастся решить мирно свои проблемы: в мае 1918 г. Азербайджан дал согласие Армении, что Ереван, где тогда почти половину населения составляли азербайджанцы, будет передан армянской стороне в качестве столицы. Взамен азербайджанцы получили согласие от армянского правительства не претендовать на территорию Карабаха. Но последующие события приняли иной характер и начались тяжелые бои за судьбу Карабаха, которые прекратились после падения этих государств под ударами Красной армии в 1920 г.
Вопрос: Что нужно помнить о войне между Арменией и Азербайджаном, когда известно, что лидеры двух крупнейших партий – «Дашнакцутюн»» (Армения) и «Мусават» (Азербайджан) тесно сотрудничали в рамках федеративной Республики Закавказья?
Ариф Юнус: Да, действительно обе партии, пусть и короткое время, но вместе сотрудничали в Сейме. Что не помешало им начать боевые действия. С одной стороны, молодость и неопытность сыграли ключевую роль во всем этом. С другой – амбиции партий, особенно у «Дашнакцутюн». В конце концов, правившая в Азербайджане партия «Мусават» сумела решить мирно все спорные проблемы и даже заключила оборонительный союз с Грузией. А вот с Арменией в силу многих внешних и внутренних причин ни Азербайджану, ни Грузии не удалось тогда решить спорные вопросы миром.
Вопрос: Независимый Азербайджан выступал за создание Великого Азербайджана, включающий территории с преимущественным преобладанием азербайджанцев в Иране?
Ариф Юнус: Безусловно, все, что происходило по ту сторону реки Аракс в Южном Азербайджане в Иране находило живой отклик в северном Азербайджане. В период революции в Южном Азербайджане под руководством Саттар-хана в 1905-1911 г. из Баку шла помощь восставшим соотечественникам в Иране. Вместе с тем, после создания независимого Азербайджана руководство молодой республики старалось вести очень осторожную политику в отношении Ирана и не поощрять сепаратистские настроения среди иранских азербайджанцев. Главным было добиться признания независимости северной части Азербайджана. И это удалось сделать. После провозглашения независимости АДР иранская делегация в конце 1918 г. посетила Баку для проведения переговоров по различным аспектам. А 20 марта 1920 г. стороны заключили «договор о дружбе», по которому Иран признал независимость Азербайджана. Все это происходило на фоне серьезных социально-экономических и политических потрясений в Иране. И подписание унизительного для Ирана мирного договора с Англией вызвало взрыв негодования и 7 апреля 1920 г. произошло восстание южных азербайджанцев под руководством шейха Хиябани. Было создано новое независимое азербайджанское государство под символическим название «Азадистан» («Страна свободы»). Но, как независимое государство на севере (Азербайджанская Демократическая Республика), так и Азадистан (независимое азербайджанское государство на юге) в 1920 г. пали.
Вопрос: Какова была позиция Азербайджана по национально-освободительной войне в Турции под руководством Кемаля Ататюрка?
Ариф Юнус: Азербайджан воспринимал Турцию как братскую страну и полностью поддерживал национальное движение под руководством Кемаля Ататюрка. Но положение Азербайджана было трудным, и потому речь шла о помощи турок своим единокровным братьям в Азербайджане. Что они и не раз делали. Именно благодаря турецким войскам были освобождены сначала Гянджа, а позже и Баку. 4 июня 1918 г. Азербайджан и Османская империя подписали договор о мире и дружбе. В то же время, именно Турция сыграла отрицательную роль в судьбе первой Азербайджанской Республики: когда встал вопрос о союзе большевистской России и Турции против Союзников, 26 апреля 1920 г. Ленин получил официальное письмо от Кемаля Ататюрка, в котором он взял на себя обязательство «обязать Азербайджанскую Республику войти в круг советского государства», т.е. стать частью советской России. И турки приложили немало усилий для этого.
Вопрос: Действительно ли Республик Азербайджан оказала сопротивление при вторжении Красной Армии в Баку?
Ариф Юнус: Весной 1920 г. положение азербайджанского правительства было трудным. Значительная часть азербайджанской армии находилась в Карабахе, где вела тяжелые бои с армянскими вооруженными силами. В Баку сторонники России (социалисты, коммунисты и исламисты) объединились в борьбе за свержение демократического правительства Азербайджана во главе с «Мусаватом». Единственная надежда азербайджанских властей была на Турцию. Но последняя сама нуждалась в помощи и надеялась на Россию. И выступила с идей, чтобы власть перешла в руки Коммунистической партии Азербайджана, ибо так хотела Россия. В такой ситуации партия «Мусават» вечером 27 апреля приняла решение передать коммунистам власть, но с условием, что управляемый коммунистами Азербайджан сохранит свою независимость. Но Красная армия перешла границу и начала движение в сторону Баку, который был взят без боя.
Мусаватистам стало ясно, что их обманули. Вопреки договоренностям, начались репрессии. В Баку стояли войска Красной Армии и присоединение к России было лишь вопросом времени. Основные силы азербайджанской армии были сосредоточены в Карабахе и других западных регионах страны. Именно они и стали базой для восстания в мае-июне 1920 года. Центром восставших стала Гянджа. Но в начале июня восстание было подавлено, тысячи азербайджанских офицеров и солдат были убито в ходе боев. Затем последовала расправа над мирным населением – коммунисты расстреляли более 8 тыс. жителей Гянджи. В течение 1920 г. происходили восстания в ряде районов Карабаха и западных областей Азербайджана, но и они были жестоко подавлены российской армией.
Вопрос: Что общего есть у настоящей Республики Азербайджана с демократической Республикой Азербайджан (1918-1920)?
Ариф Юнус: Просуществовавшая всего 23 месяца Азербайджанская Демократическая Республика осталась в памяти азербайджанцев как первое независимое государство. Эту память вычеркнуть коммунистам за 70 лет существования СССР так и не удалось. Есть общее: борьбу за независимость в конце 1980-х гг. азербайджанское национал-освободительное движение вело под лозунгами и флагом Республики 1918 года. И объявление независимости воспринято как восстановление утраченной первой независимости. Разумеется, после установления в 1993 г. власти бывшего советского генерала КГБ и руководителя Коммунистической партии Азербайджана Гейдара Алиева, а теперь и его сына Ильхама Алиева был сделан огромный шаг в сторону от идей Первой Республики. Сегодня в Азербайджане власти даже формально не желают вспоминать лидеров АДР, им даже памятники не установлены. В Азербайджане сегодня процветает культ бывшего коммунистического лидера Гейдара Алиева. И все же это независимое государство и у азербайджанских демократов есть вера, что им удастся свергнуть диктатору Алиева и восстановить традиции Азербайджанской Демократической Республики.
Вопрос: Мог ли Запад как-то помочь и придти на помощь трем Республикам Южного Кавказа во время победы большевиков в Москве?
Ариф Юнус: Разумеется, могли помочь! Но в реальности они не помогли ни в военном отношение, ни в политическом. Проблема была в том, что западные державы воспринимали ситуацию в регионе лишь в связи с ситуацией в России. Это четко проявилось в Парижской мирной конференции по будущему миропорядку. 28 мая 1919 г. в ходе встречи с азербайджанской делегацией президент США Вильсон однозначно указал: «Вопрос независимости вашей страны не может быть решен до окончательного урегулирования «русского вопроса». Даже на юридическое признание независимости республик западные державы не пошли! Когда же единственную из трех республик Грузию, наконец-то признали как независимое государство, было уже поздно, ибо она к тому времени была оккупирована большевистской Россией.