Человек в железной маске

 

3 декабря стало известно, что осужденный на пожизненное заключение бывший полковник полиции и лидер преступной группы убийц Гаджи Мамедов, известный под именем «киллер № 1», по официальной версии правоохранительных органов повесился в лечебном учреждении Минюста, куда он был помещен в апреле прошлого года в связи с состоянием здоровья. Весной следующего года будет издана совместная книга Лейлы и Арифа Юнус «Из советского лагеря в азербайджанскую тюрьму». Первая часть книги составляют воспоминания Арифа Юнус под названием «Записки узника одиночной камеры МНБ». Ниже с небольшими сокращениями отрывок из главы его воспоминаний «Заключенные СИЗО МНБ – кто они?». 

 

——————————————————————

Не менее показательной является судьба еще одного заключенного СИЗО МНБ в период моего пребывания там. Это – бывший старший оперуполномоченный Главного управления уголовного розыска МВД Азербайджана полковник Гаджи Мамедов, которого я бы назвал «человеком в железной маске» по-азербайджански.

Более 10 лет, с 1995 по 2005 годы, в Азербайджане действовала преступная группировка под руководством полковника Гаджи Мамедова, в которую входили  высокопоставленные офицеры МВД. Группа занималась похищениями людей и вымогательством денег в качестве выкупа.  В ряде случаев в своих операциях они использовали в качестве киллеров чеченских наемников.

В большинстве случаев жертвами вымогательств и убийств становились богатые бизнесмены, представители правящей элиты. При этом банда действовала дерзко и практически открыто: людей похищали безо всякой конспирации, могли прямо среди бела дня посадить жертву в полицейскую машину и увезти в неизвестном направлении. За возвращение похищенных живыми у семьи требовали денег. Похищенные находились в руках бандитов из МВД по несколько месяцев, некоторых потом убивали как опасных свидетелей.

В марте 2005 г. банда похитила супругу председателя Международного банка Азербайджана и потребовала у мужа выкуп. Это была их роковая ошибка – банк  де-факто принадлежал семье президента. Только после этого похищения последовал приказ об аресте офицеров МВД, входивших в преступную группировку. Через месяц полковник Гаджи Мамедов и 13 членов банды были арестованы.

В ходе судебного процесса бывший заместитель начальника управления полиции г. Баку заявил, что банда Гаджи Мамедова совершила свыше ста убийств. На суде же были предъявлены доказательства похищения 17-ти человек и 12 совершенных  преступной группировкой убийств.

В январе 2007 г. Гаджи Мамедов и еще четверо членов банды были приговорены к пожизненному заключению, остальные получили различные сроки наказания.

Однако уже в ходе судебного процесса, а тем более после него стало известно, что о существование преступной группы внутри МВД властям республики было хорошо известно. С 1999 г.  шла даже переписка между МНБ, Генеральной прокуратурой и МВД о Гаджи Мамедове и его банде! То есть, главы всех правоохранительных структур республики прекрасно знали о преступлениях Гаджи Мамедова и его группы. Более того, в течение 6 лет (!)  они вели переписку о преступлениях этой банды, но ничего не делали для пресечения  ее преступной деятельности. Знал о преступлениях банды и президент Ильхам Алиев. Ему, безусловно, все докладывали. Но он дал приказ об аресте преступников лишь тогда, когда деятельность банды затронула его личные интересы.

…Так долго и дерзко такая преступная группировка могла действовать только под покровительством в высшем эшелоне руководства республики. Покровителями банды были руководитель администрации  аппарата президента Рамиз Мехтиев, начальник отдела президентского аппарата Фуад Алескеров и министр МВД Рамиль Усубов. Преступная группировка внутри МВД была создана для исполнения преступных заказов руководства против тех или иных неугодных лиц.

В ходе судебного процесса Гаджи Мамедов признался в совершенном по приказу убийстве 2 марта 2005 г. редактора оппозиционного и весьма популярного в стране журнала «Монитор» Эльмара Гусейнова. Но судья предпочел не обратить на это признание внимания. Если бы признание на суде Гаджи Мамедова в убийстве Эльмара Гусейнова было бы, согласно закону, зафиксировано, то власти страны могли бы вписать это в свой актив – нашли убийцу. Но этого не сделали по той простой причине, что Гаджи Мамедов мог четко сказать, кто заказал убийство журналиста.

Преступники в погонах исполняли свои ужасные преступления по заказу. Причем заказчиками выступали представители высшего эшелона руководства республики.  Разумеется, ни о каком раскрытии преступлений не могло идти и речи. Все попытки следствия пресекались на самом высоком уровне.

Еще интереснее оказалась судьба главаря банды Гаджи Мамедова после судебного процесса – по решению суда он и другие пожизненно осужденные должны были быть переведены и провести остаток жизни в Гобустанской закрытой тюрьме. Однако в отношение Гаджи Мамедова это решение суда не было выполнено – его оставили в СИЗО МНБ. Периодически в СМИ власти дают объяснения, что причиной его содержания в СИЗО является опасение за жизнь Гаджи Мамедова, которого могут убить в Гобустанской тюрьме, где немало лиц, которых в свое время посадил сам бывший полковник МВД.

… Когда меня перевели в СИЗО МНБ, я очень скоро узнал, что Мамедова держат в камере номер 32. Эта небольшая камера является его местом заключения уже более 10 лет. Правда, ему создали хорошие условия: в камере есть телевизор, холодильник и многие другие бытовые атрибуты, передачи с едой из дома ему приносят в любое время и в любом количестве. Были у него и другие привилегии: на прогулку и в спортзал мог идти в любое удобное для него время и без ограничений во времени. Также ему разрешено спать под одеялом в любое время дня.

Один из сотрудников СИЗО рассказывал мне, что Гаджи Мамедов постоянно всем в СИЗО МНБ заверяет что «я всего лишь одна из рук осьминога, а теперь представьте, кто остальные, а кто – голова осьминога. Я всегда выполнял поступавшие сверху приказы и меня уверяли, что ничего за это не будет, так как за этими приказами стоят очень сильные люди, очень сильные». А потом неизменно добавлял: «Если скажу всю правду, то у нас в стране такое начнется, что может произойти даже революция. Потому меня здесь и держат». Вместе с тем Гаджи Мамедов абсолютно не испытывает угрызения совести за свои преступления. Он всем надзирателям подробно рассказывает о своих преступлениях. Как один из сотрудников СИЗО МНБ говорил мне: «Он всегда очень спокойно и хладнокровно рассказывает, чем он занимался, кого он убивал по заказу. И при этом всегда смеялся».

Гаджи Мамедов неоднократно просил о переводе в другую тюрьму. Но неизменно получал отказ, в итоге впал в депрессию и не раз предпринимал попытки самоубийства.

После отставки в октябре 2015 г. министра МНБ Эльдара Махмудова от должности, у «киллера номер 1» появилась надежда на смягчение его судьбы. В своих письменных обращениях в различные инстанции, в том числе и на имя президента, Гаджи Мамедов  соглашался раскрыть полную правду о своих преступлениях. Но ни одно из его обращений так и не было рассмотрено. Он по-прежнему находится в одиночной камере номер 32 в СИЗО МНБ, где за ним круглосуточно наблюдают. Как сказал мне один из сотрудников СИЗО, «он просто мечтает умереть и потому нам приказали постоянно наблюдать за ним и не допустить этого».