„Моя родина – там, где есть свобода” – Томас Джефферсон

 

Ruslan Abdulla

Далеко, за две тысячи километров от Польши, у подножья гор Большого Кавказа, на берегу Каспийского Моря находится замечательный уголок земного шара под названием Азербайджан. Это моя Родина. Страна с богатой историей, необычной культурой, и богатой нефтью. Я родом оттуда. Из Баку. Из „страны огней”. Огни, которые нынче гаснут под натиском тирании и автократии.

Диктаторский режим, который уже двадцать пять лет царит в Азербайджане, успел разрушить экономику, разворовать бюджет и уничтожить нравственность в стране. Граждане подвергаются гонениям, они живут в страхе и в неопределенности завтрашнего дня, а на всех уровнях власти процветает коррупция и воровство.

Обычный гражданин, независимо от его знаний, опыта и навыков, не имеет шансов на политическую карьеру. Нынешняя власть использует все административные ресурсы, чтобы контролировать кандидатов в парламент и правительство, а также на должности в полицию, прокуратуру и судебную систему.

В Азербайджане нет свободных СМИ, которые могли бы адекватно реагировать на злоупотребления власти. Большая часть журналистов подкуплены властью. За свою лояльность они получают не только награды и ордена, но также квартиры и другие знаки внимания. А тех, кто не хочет сотрудничать с властью, под любым предлогом отправляют в тюрьмы. В Азербайджане более 160-ти узников совести, и одна треть из них – журналисты и блогеры. Международная организация „Репортеры без границ” ежегодно публикует отчеты о преследованиях независимых СМИ в Азербайджане.

В моей стране нет свободы слова, а среди граждан власть продвигает политическую пассивность, которую лучше всего выражает часто повторяющийся среди граждан слоган „Мы в политику не вмешиваемся”. Граждане боятся выразить своё собственное мнение отличное от официальной пропаганды. Потому что, если оно будет отличаться от официальной пропаганды, то за это могут быть не только неприятности, но действительно серьезные последствия. Потеря работы из-за отметки “Like” в комментарии к публикации оппозиционного политика на Facebook – отнюдь не редкость.

Все результаты выборов фальсифицируются, а видеокадры об этих фальсификациях просто игнорируются. Европейский парламент три раза (в 2014, 2015 и 2017 году) принимал резолюцию о нарушениях прав человека в Азербайджане. Однако до сих пор в стране ничего не изменилось.

Общество доведено до того, что лизоблюдство теперь является гордостью, а отличное от официальной политики мышление рассматривается как преступление и жестоко карается. Члены оппозиционных партий репрессированы и отправлены в тюрьму на основании ложных обвинений. Европейский Суд по Правам Человека в мае 2014 года постановил, что Ильгар Мамедов, лидер азербайджанской оппозиции, арестованный в 2013 году по ложным обвинениям и осужденный на семь лет тюремного заключения, должен быть немедленно отпущен на свободу. Решение Европейского Суда до сих пор не выполнено. Ильгар Мамедов все еще находится в тюрьме.

Коррупция и расхищение государственной казны должностными лицами далеко не секрет. Депутаты, министры и руководители силовых структур строят себе роскошные виллы, ездят на дорогих автомобилях, в то время как основное население беднеет изо дня в день. В стране нет обязательного медицинского страхования. Случаи эпидемии и массовые трагедии скрываются. Азербайджан имеет один из самых высоких в мире показателей коррупции среди врачей.

Весной 2016 года сайт WikiLeaks опубликовал документы, говорящие о том, что члены семьи главы государства с помощью иностранных компаний в Панаме вывели из Азербайджана большие суммы. Год спустя Дафне Галиция, журналистка из Мальты, опубликовала данные, о том как азербайджанские власти перечисляли деньги на счета иностранных компаний, принадлежащих действующим министрам Мальты. Летом 2017 года независимые журналисты из международной организации OCCRP опубликовали отчет о схеме отмывания денег в Великобритании членами азербайджанского правительства. Из Азербайджана за рубеж было перечислено около трёх миллиардов долларов. Несмотря на эти скандальные факты, ни один чиновник в Азербайджане не был отправлен в отставку и не был привлечен к ответственности. Правительство молчит, как будто ничего не произошло.

Высокопоставленные чиновники введены в ранг божества. Государственное телевидение каждый день убеждает зрителей в том, что нынешняя власть неизменна, не имеет никакой альтернативы, а оппозиционеры – это кучка предателей и иностранных шпионов.

Несмотря на то, что я очень люблю свою страну, я не мог постоянно жить в страхе и соглашаться со лживой государственной пропагандой. Мне пришлось уехать оттуда. Польша стала для меня второй родиной. Мне здесь хорошо. Тут я чувствую комфорт и благополучие. Здесь я спокоен о завтрашнем дне, я не боюсь будущего.

Я смотрю на Польшу и поляков с точки зрения азербайджанца и вижу то, чего поляки сами могут не увидеть. Например, то, что польское общество основано на взаимном уважении и доверии. Я вижу, что хотя в этой стране сейчас происходит политический кризис, основы демократии здесь сильные, а свобода слова – высшая ценность. Я вижу граждан, обычных людей, занятых своей работой, которые, несмотря на свою профессиональную деятельность, также активно участвуют в политической жизни страны, которые борются за демократию и за свободу для себя и последующих поколений. Именно поэтому я чувствую тут спокойствие.

К сожалению этого нет в сегодняшнем Азербайджане. Там я чувствовал ненависть чиновников к своим гражданам, и равнодушие граждан по отношению друг к другу. Я очень надеюсь, что когда либо азербайджанцы найдут в себе силы и освободятся из-под ига автократии, что они будут сражаться за свое свободное будущее так, как это сделали поляки.