Читать об арестах в независимом Азербайджане, особенно после прихода к власти Ильхама Алиева, стало для нас, правозащитников, обыденностью. Да что там аресты, сейчас уже новости о пытках перестали восприниматься в обществе как что-то из ряда вон выходящее. Насилие в отношении инакомыслящих, пытки критиков режима –это наша реальность, это визитная карточка алиевского режима.
Но даже в этих условиях новость из Баку об аресте Мехмана, нашего Мехмана – создателя и директора единственного в Азербайджане независимого информационно-аналитического агентства «Туран» повергла многих в шок. Для азербайджанского общества Мехман Алиев – фигура не просто известная. Он не просто создатель старейшего независимого агентства на Кавказе. Мехман лично учреждал «Туран» в мае 1990 г., и почти 30 лет сохранил агентство как маяк независимости и объективности. Он – символ независимой азербайджанской прессы и шире – свободы слова.
Он не просто создавал свое агентство, быстро ставшего ведущим не только в Азербайджане. Он с самого начала создал и новую журналистскую этику, чего многие до сих пор не поняли. Он не был жестким критиком власти, на сайте «Туран» регулярно выставляли информацию о выступлениях президента, о решениях правительства и т.д. Публиковали письма граждан, давали практически все актуальные новости, письма и обращения критиков власти, правозащитников. «Туран» был реально независимым агентством, в публикациях которого нельзя было найти статьи, которая могла стать причиной обращения в суд по обвинению в оскорблении или клевете.
По сути, именно Мехман в независимом Азербайджане подхватил и удерживал знамя великого азербайджанского просветителя Гасанбека Зардаби – редактора первой азербайджанской газеты, который в конце 19 века, положил начало свободе слова в Азербайджане.
И сегодня Мехмана арестован и «Туран» перестанет существовать!!
Правящий режим понимает роль и значение личности Мехмана Алиева. Они прилагали огромные усилия, чтобы склонить его к сотрудничеству. Алиевский режим знает только одну политику, особенно в отношение прессы – или сотрудничать с властью и тогда все блага в виде солидной финансовой помощи и квартир будут в распоряжение таких «конструктивных» журналистов и изданий. Или, в случае отказа от сотрудничества, последует неминуемое наказание. Мехман и его агентство давно были под давлением властей, которые лишили «Туран» возможностей использования рекламы, оказывалось давление на многих подписчиков. Но «Туран» сохранял свою свободу и независимость!
Мехман не просто держался, он продолжал сохранять ведущие позиции в азербайджанском информационном пространстве. Не те, кто пошел на сотрудничество с властью и получает щедрые дары, а он – лишенный всего этого. Вот это и вызывало сильное раздражение и злобу властей. И когда он в очередной раз отказался от сотрудничества, его наказали единственным известным им методом
Александр Исаевич Солженицын писал: «Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости».
Независимой прессы, свободы слова в Азербайджане быть не должно. Как не должно быть независимо мыслящих интеллектуалов. Всё и все должны быть под контролем режима. Диктаторский режим не думает о том, что арест Мехмана Алиева и закрытие агентства «Туран» будет однозначно воспринято мировым сообществом, как подавление последнего очага независимой прессы и свободы слова. Диктатор Азербайджан просто подтверждает правоту Джорджа Оруэлла, четко указавшего: «Во времена всеобщей лжи говорить правду – это экстремизм».
Лейла и Ариф Юнус
25 августа 2017 г.