“Голландия за три дня до парламентских выборов”

Arif Yunus

politolog

Дел за последнее время так много, что на время приостановил свои голландские заметки. Но сегодня решил отложить в сторону свои другие дела и написать заметки о наиболее важном событии – парламентских выборах. Это первые для меня выборы после того, как приехал в Голландию в прошлом году. Разумеется, не будучи гражданином, не могу участвовать в выборах. Но наблюдаю за ними внимательно и не могу не поделиться своими взглядами. Итак:

Голландия за три дня до парламентских выборов

15 марта 2017 года в Голландии пройдут выборы в нижнюю палату парламента (Палата представителей), места в котором получат 150 депутатов. А главное – по результатам этих выборов будет сформировано правительство страны.
Выборы вызвало пристальный интерес за пределами страны. Дело в том, что выборы в Голландии станут в Европе своеобразной генеральной репетицией к будущим выборам во Франции и Германии, т.е. стран которые в свое время вместе с Нидерландами создали Евросоюз. И все это после прошлогодних событий: референдума в Великобритании, итогом которого стало решение о выходе из ЕС, и избрания Дональда Трампа на пост президента в США.
Избирательный процесс в Голландии проходит в очень напряженной атмосфере, тон которым задали не столько экономические проблемы, как это было в выборах 2012 года, а миграционные и связанные с этим темы. Именно миграционная проблема лежит в основе роста настроений против членства в ЕС, ведь переселение беженцев в Нидерланды осуществляется в рамках общеевропейской политики.
Вот почему практически все партии говорят о необходимости интеграции мигрантов и особенно важности борьбы за сохранение европейских ценностей. Другой вопрос – что понимается под этим? Но тема миграции и ценностей сегодня в выборной гонке главная. И связано это с тем, что в страну хлынул слишком уж большой поток мигрантов, чье присутствие стало уже беспокоить традиционно толерантных и либеральных голландцев. Это не исламофобия, как многие полагают ошибочно. Ведь мигранты-мусульмане давно обосновались в Голландии. Но если первые потоки мигрантов из Марокко, Туниса и Турции носили поэтапный и волнообразный характер, мигранты приезжали в страну в поисках работы и нашли свою нишу в голландской экономике и даже политике (есть даже партия Озтюрк, 2 депутата в парламенте). Теперь же хлынул не поэтапный, а массовый поток мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока (в основном из Сирии), бежавших от войн и других неурядиц и которые отнюдь не пытаются найти свою нишу в голландском обществе. Их поведение, менталитет и многое вызывает раздражение у голландцев. Пока это публично сильно не проявляется. Но факт роста недовольства очевиден. А тут еще и Эрдоган своими недавними действиями, а также столкновения в Роттердаме и других местах полиции с гражданами Турции, явно сыграл на руку правым и националистам Голландии. И это сегодня сказывается на выборах.
В выборах принимает участие около 20 партий. В парламент пройдут по данным соцопросов 14 партий. Если не считать экзотичных и мало популярных (Партия будущего, Пиратская партия, Партия пожилых людей, партия «Иисус жив» и др.), а также партий, которые будут представлены в парламенте 1-3 депутатами, то можно сказать, что борьбу за власть ведут 7 партий. Основными лидерами сегодня являются две из них: возглавляемая нынешним премьер-министром Марком Рютте «Народная партия за свободу и демократию», которая может набрать в парламенте 24-28 мест; и правонационалистическая «Партия свободы», лидером которой является Герт Вилдерс, которая может набрать 26-32 места в парламенте. Третье-четвертое места делят «Партия центральных христианских демократов» (15-17 мест) и De 66 («Демократы-66») (14-17 мест).
Предвыборные показатели других партий ниже. В том числе и у союзников по правительственной коалиции социал-демократов «Партии труда», которая в 2012 г. набрала в парламенте 38 мест. Голландские социал-демократы, как и коллеги в Германии и социалисты во Франции сильно растеряли поддержку своего традиционного левого электората. Они в большинстве своем повернулись в Голландии в сторону правых (христианским демократам) и к либералам из партии D66. А часть электората примкнуло к «Партии свободы». В итоге «Партия труда» может получить в парламенте в три раза меньше депутатов, в пределах 11-12 мест.
Конечно, все внимание на выборах сегодня на лидере правых националистов Герте Вилдерсе, которого многие в стране сравнивают с Трампом (они даже внешне сильно похожи) и который идет на выборы с программой из 11 пунктов под названием «Нидерланды должны снова стать нашими» (опять параллель с Трампом и его лозунгом «Америка снова должна стать великой»). Первый пункт этой программы – деисламизация Голландии, для чего Вилдерс предлагает остановить приезд мусульман в страну, закрыть все мечети (Вилдерс называет их «нацистскими храмами»), запретить Коран и ношение хиджаба, а также превентивно сажать в тюрьму радикальных мусульман. При этом Вилдерс и его сторонники, будучи нетерпимыми к мигрантам и мусульманам, в то же время выступают в поддержку сексуальных меньшинств и официальной продажи марихуаны. Вот такой националистический парадокс по-голландски.
Из других пунктов его программы: Вилдерс выступает за выход Нидерландов из ЕС, даже назвал свой план «Некзит» (Nexit) – явно по аналогии с английским «Брекзитом». А также он выступает за отмену санкций против России.
Кстати, российский фактор играет также свою роль в выборах в Голландии. Здесь, с учетом американского опыта решили избежать влияния России, точнее хакерских атак и потому подсчет голосов будет как в период до появления компьютеров. То есть результаты будут подсчитаны в ручном режиме, чтобы избежать возможных фальсификаций в результате хакерских атак. Потому результаты будут объявлены не скоро, через несколько дней.
И все же главный вопрос в выборах – это мигранты и борьба за сохранение своей идентичности. Очень показательным в этом отношение можно считать опубликованное 23 января «Открытое письмо к гражданам» премьер-министра Рютте, в котором он заявил, что люди, которые «отказываются адаптироваться, и критикуют наши ценности» должны «вести себя нормально, или уйти». Явный намек в сторону мигрантов. Далее Рютте указал, что голландцы испытывают все большее неудобство по отношению к тем приехавшим в страну (то есть опять камень в огород мигрантов из исламских стран), кто злоупотребляет европейскими и христианскими ценностями и свободами, «пристают к геям, освистывают женщин в коротких юбках». И завершил он призывом: «Мы должны активно защищать наши ценности»!
Однако выборы в Голландии имеют свою особенность. С 1918 года ни одна партия не получала в парламенте большинства (76 мест), необходимого для формирования однопартийного правительства. То есть уже более века правительство формируется путем создания коалиционного блока и переговоров между несколькими партиями. Иначе говоря, выборы в Голландии могут в четвертый раз в своей истории опровергнуть крылатое высказывание о том, что победитель получит все. В 1971, 1977 и 1982 годах победившая в парламентских выборах партия не получала никакой власти. И сегодня скорей всего будет так: партия Вилдерса может победить формально, но у власти будет партия Рютте, которая пойдет на широкую коалицию со своими союзниками. Но вот сколько времени на это уйдет – это еще один вопрос. Может даже возникнуть парламентский кризис. Но голландский опыт подсказывает, что все же будет создано коалиционное правительство из числа проигравших противников Вилдерса. А победивший Вилдерс останется в стороне и будет играть роль боксерской груши. Или нависать как черная туча над Голландией.