В одних странах мира граждане не имеют понятия, когда и по каким дорогам проехал их президент. В других, как, например, в России, существует специальная правительственная трасса, и передвижение президента страны не происходит за счёт остановки городского движения. А в Азербайджане перед появлением президентского кортежа городское движение на некоторых центральных улицах столицы останавливается на целых 1,5-2 часа…
О том, что такое президентская трасса в Азербайджане не знали до прихода к власти в 1993 году Президента Гейдара Алиева. Его служба охраны дала приказ всем райoнным управлениям полиции Баку обеспечить охрану президента по маршруту его следования.
Во сколько президент приедет на работу, точно никогда не было известно. И потому уже в 07.00 утром на дороге протяженностью иногда в 35-40 км через каждые 15-20 шагов начинали стоять на посту сотрудники полиции, президентская гвардия, ДПС, и даже Министерства национальной безопасности.
Обычно президент выезжал из своей резиденции и до полудня уже находился в Президентском аппарате. Но нередки случаи, когда несколько тысяч людей охраняли ожидаемый маршрут с 07.00 до 17.00 и только после этого был дан отбой, в связи с невыходом президента на работу.
Если в течение дня не были предусмотрены какие-либо встречи или мероприятия, то организация охраны трассы для возвращения президента домой начиналась в 17.30. Никто точно не мог знать, когда Гейдар Алиев покинет свой кабинет, и снова живой щит в несколько тысяч сотрудников силовых структур стоял на посту иногда до 2-х часов ночи.
С 07.00 до 12.00 и вечером с 17.30 до возвращения президента домой по маршруту его следования запрещалась парковка любого вида транспорта. Если вдруг автомобиль был припаркован у дороги, то сотрудники полиции , словно грузчики, начинали передвигать легковые автомобили с дороги на тротуар или во дворы. Также запрещался въезд грузовиков и автобусов. За полчаса до выезда президента движение на улицах, по которым он должен проехать, полностью останавливалось. Если кто-то невзначай выедет на дорогу, значит, готовится покушение на президента, и этому водителю уже не поможет ни один адвокат страны. Покинуть пост с президентской трассы считается тяжким преступлением для сотрудника полиции, и неважно, что в это время где-то кого-то убивают, грабят, где-то пожар, или в автомобиле Скорой помощи умирает больной, так как из-за президентской трассы автомобиль вынужден простоять целый час. Многие сотрудники полиции стали списывать произошедшие в течение дня криминальные происшествия на время, когда находились на посту на президентской трассе, таким образом снимая с себя ответственность за произошедшее на их участках.
Несмотря ни на какие обстоятельства, покидать пост строго запрещалось. Ведь самая главная задача полиции в Азербайджане – это охрана президента! И эту традицию полиция Азербайджана поддерживает и по сегодняшний день – теперь уже для сына Гейдара Алиева, Президента Ильгама Алиева.
Были случаи, когда сотрудники полиции 12 часов подряд находились на посту на президентской трассе. При возвращении Гейдара Алиева из США в холодный зимний день им пришлось пол суток стоять под снегом без еды и горячих напитков, и один сотрудник полиции получил обморожение, попал в госпиталь и был вынужден уйти с работы. Президентская трасса создавала сложности не только для сотрудников полиции, но и поломала жизнь не одному гражданину страны.
Об этом читайте в нижеследующих рассказах.
Разносчик пиццы
Рустам этим летом окончил сельскую среднюю школу в Имишлинском райoне. Все 17 лет своей жизни он прожил в своем селе, и никогда не имел возможности выехать за пределы своего райoна. Отец Рустама умер, когда мальчику было всего 7 лет. Мать, Назакет, одна поднимала 4-х детей, хватало лишь на еду, и только потому, что братья и сестра Рустама с малых лет помогали матери по хозяйству в огороде.
Брат матери, дядя Октай, жил в Баку. Он был большим шефом, у него был свой ресторан. И его приезд в гости к ним в деревню всегда был настоящим праздником…
Не успел Рустам окончить школу, как дядя Октай предложил матери Рустама забрать юношу в Баку, работать в его ресторане разносчиком пиццы. Радости Рустама не было предела. Он с нетерпением считал дни, когда дядя Октай приедет за ним. Ведь теперь он увидит столицу – Баку, который до сих пор видел лишь по телевизору, он будет работать, зарабатывать деньги и сможет помогать своей семье…
Наконец Рустам приехал в Баку. Несколько дней дядя Октай со своим сыном-школьником Орханом показывали ему город, сделали для него много покупок, приодели в новые вещи, и после Рустама начали знакомить с его рабочими обязанностями. Юноша был очень старателен, боялся подвести дядю Октая, учился всему прилежно и быстро завоевал уважение в коллективе ресторана, который находился в центре Баку, в Торговом центре “Хагани”.
Прошло три месяца. Рустам жил в большом доме дяди Октая и работал в ресторане. Теперь он водил мопед и оперативно занимался доставкой пиццы.
Однажды ему надо было доставить 3 пиццы сотрудникам тира на бульваре. Перед бывшим музеем Ленина он увидел, что полиция перекрывает дорогу. Он уже знал, что так обычно делают для проезда президентского кортежа. Несколько прохожих по зебре перебегали дорогу в сторону бульвара. Рустам решил, что он тоже успеет попасть на другую сторону проспекта. Он стал проходить дорогу по пешеходной зебре, ведя рядом с собой свой мопед, на котором были горячие свежие пиццы. Вдруг через дорогу к нему подбежал сотрудник полиции, схватил его за локоть и вместе с помедом оттащил к бульвару.
– Извините,- не успел Рустам договорить.
– Ты выехал на президентскую трассу. Ты обвиняешься в покушении на президента.
Рустам испуганными глазами смотрел на полицейского, не веря своим ушам.
– Вы шутите? Я разносчик пиццы.
– Знаю я, кто ты. Ты – террорист. А пицца твоя – прикрытие.
– Я, я…,- не знал, что сказать Рустам.
Сержант полиции Сулейман Сулейманов дал юноше несколько пощечин, чтобы тот перестал оправдываться.
Рустам стоял и плакал, когда проехал кортеж президента. После окончания трассы юношу повели в полицейский участок. Мопед оставили у дверей Управления, а Рустама посадили в “обезьянник”.
Рустам не помнил, сколько ему пришлось здесь просидеть, два или три часа, мысли все перемешались. Он думал о том, что будет с мамой, когда она узнает, в чем обвиняют её сына…
Наконец пришёл реис, заместитель начальника Сабаильского Управления полиции Кемал Велишев. Он допросил Рустама, узнал, где и кем работает, что начальник ресторана его дядя, а после сказал:
– Ты нарушил президентскую трассу. Ты обвиняешься в попытке покушения на президента.
– Начальник, я разносчик пиццы. Я просто хотел перейти дорогу. Я не думал, что нарушаю закон. Пожалуйста, отпустите меня, я больше никогда не перейду дорогу в это время, если так не положено.
– Скажи телефон дяди, мы поговорим с ним.
Через два часа дядя Октай забрал Рустама из полиции. Рустам узнал, что дяде пришлось заплатить 4000 долларов за то, чтобы на Рустама не открыли уголовное дело, и обещал также ежедневно по 5-6 пицц доставлять в полицейское управление во время обеденного перерыва.
– Дядя, я не буду брать у вас зарплату, я отработаю эти деньги, которые вы заплатили за меня.
– Эх, Рустам, Рустам. Ты думаешь, мне впервые приходится платить людям в погонах?- с горечью в голосе ответил дядя Октай.- Не переживай, сынок, будешь работать по-прежнему. Только теперь должен быть осторожен.
В ту ночь Рустам не смог заснуть. Перед глазами снова и снова стояли лица полицейских, участок, обезьянник…
Рустам думал о том, что больше не хочет жить в большом городе, который заманивает своей красотой, а после навсегда оставляет на сердце незаживающий рубец.
Утром он сообщил о своем решении дяде.
– Я хочу вернуться в Имишли. Видимо, жизнь здесь не для меня.
Дядя не стал его отговаривать. Через несколько дней Рустам сидел в автобусе, который вез его в родные края, к матери, сестре и братьям.
Но 17-летний юноша не подозревал, что таких рубцов на сердце он получит ещё не раз, встречая несправедливость на каждом шагу, вступая во взрослую жизнь.
Валида